Мусульманство уделяет огромное внимание телу человека. Коран и дополняющие его тексты формируют строгий свод правил и запретов, касающихся ухода за телом, гигиены, одежды и т. п.
По исламскому вероучению, тело человека совершенно в том виде, в котором оно создано богом (Аллахом). Поэтому оно не просто не нуждается в каких-либо изменениях – любые попытки что-то изменить, в том числе набить тату, считаются в исламе грехом и не разрешаются.
Сейчас подобные запреты кажутся многим странными: десятки древних религий по всему миру не только разрешали, но нередко даже предписывали татуировки. Но нужно понимать практическую основу такого подхода. Ислам зародился в арабских пустынях, где очень жарко и очень сухо. В таких условиях максимально бережное отношение к телу – поистине залог физического выживания.
Отсюда – не только запрет бить тату, но и подробно прописанные в самом исламе требования гигиены. Аналогичное отношение в мусульманской традиции и к любым другим изменениям тела, например, к пирсингу, всевозможным боди-модификациям и т. п. (кроме обрезания).
Последствия тату для мусульманина
В плане вероучения ислама тату – грех и для того человека, которому его сделали, и для мастера. За это оба будут отвечать перед всевышним после смерти. По шариату, деньги, уплаченные за набивание татуировки, признаются нажитыми нечестно. Конкретное наказание зависит от размера, цвета, содержания изображения, от того, мужчина его сделал или женщина. К мужчинам исламский закон более лоялен. Но практикуются телесные наказания и тюремные заключения.
Если же мусульманин живет в светском государстве, временные тату вообще не должны быть проблемой. Возможность нанесения постоянных зависит от неформального влияния мусульманской культуры. Если ислам не является доминирующей религией, если человек не зависит от этнической общины, если классические нормы Корана воспринимаются в целом спокойно, без фанатизма – решение за ним. Наказание за татуировки существует только в пределах ислама и шариата.
Допустимы ли временные татуировки
Строго говоря, временные татуировки в классическом исламе также если не запрещены напрямую, то как минимум не одобряются. Но мир не стоит на месте, и мусульманские страны развиваются, пусть и не так стремительно, как европейские. Поэтому на практике сложился компромисс: если рисунок на теле нейтральный и временный, его легко смыть, то на такое можно закрыть глаза.
Правда, даже подобная уступка имеет множество оговорок и ограничений:
- рисунки должны легко смываться обычными бытовыми средствами: водой, маслом и т. п.;
- у изображений не должно быть никаких сомнительных значений, смыслов, ассоциаций;
- категорически неприемлемы откровенные, вульгарные, эротические сюжеты и темы;
- из надписей лучше всего выбрать цитату из Корана на арабском, тюркском, персидском;
- нельзя наносить изображения живых существ – это один из базовых исламских запретов;
- рисунок нельзя покрывать защитным слоем, который будет препятствовать его смыванию.
Кроме того, ислам допускает временные татуировки для мужчин гораздо охотнее, чем для женщин. Консервативное различие между полами в этой вере очевидно, исламские мужчины в целом намного быстрее встраиваются в современное общество в неисламской стране, чем мусульманки.
В этом различии важно соблюдать правила аурата (аврата): какие-то части тела должны быть прикрыты всегда. У мужчин это как минимум области между пупком и коленями. Но нередко она распространяется и на туловище выше пояса, и на ноги до ступней – шорты в целом не одобряются мусульманами. Для женщин аурат касается вообще всего тела, кроме лица и кистей рук.
Тату и ислам: современные реалии
Да, в исламе тату считаются грехом и запрещены, но религия и мусульманские общества не стоят на месте. При всей консервативности магометанства многие арабские и тюркские страны достаточно светские, чтобы нормы Корана воспринимались адекватно, с учетом реалий современного мира.
Точно так же, как существует немало невоцерковленных православных, есть множество мусульман, которые больше считаются таковыми, чем являются на самом деле. И кто-то из них находит для себя компромисс между верой и повседневной жизнью: питанием, модой, другими аспектами.
Конечно, в Иране или Саудовской Аравии говорить о таком не приходится, как, например, и в Чечне или Дагестане, но в Турции или Татарстане такой компромисс вполне возможен.
Пример на фотографии: тату-салон работает в Сирии – светской стране с преобладанием мусульманства. Примерно три года назад украшение тела постоянными изображениями стало в стране довольно популярным среди молодых мужчин. Причем сюжеты и темы вполне обычны.